Высоцкие герба Колонна (Wysocki herbu Kolumna)
Родословная семьи/фамилии урожденных Высоцких герба Kolumna, утвержденная герольдией Виленской 15 декабря 1819 года, подтверждала, что «дом/род урожденных Высоцких герба Колюмны — древний. С незапамятных времен гербом дворянским защищенный, используя привилегии, дворянскому стану присущие, владел и наследовал земские маентки; а сам Николай Тадеушевич Высоцкий, взятый к данной родословной за родоначальника, майор артиллерии коронной каменицкой, за заслуги военные рыцарские был пожалован и одарен вечным правом от светлейшего короля Сигизмунда на имущество земское, называемое Стырки (Styrki) над рекой Суражем с другой стороны Двины, имеющее земли 15 волок, в воеводстве Витебском расположенное, ему и потомкам его служащее.
Документ от 28 апреля 1641 года доводит о дарственной от ясновельможного пана Каэтана Чарторыйского, воеводы киевского, генерала Его Королевского Величества и Матвея Богомольца, подвоеводного витебского, властью, данной от светлейшего Сигизмунда, короля Польского, на фольварк Стырки в воеводстве витебском, на имя Николая Высоцкого, майора артиллерии каменецкой подольской выданный, а в земстве повета минского актом зафиксированный 13 марта 1805 года; 20 августа 1602 года записана метрика крещения Николая от родителей Тадеуша и Марианны из дома Геневич() Gieniewiczownaырки в воеводстве Витебском, на имя Николая Высоцкого, майора артиллерии каменицкой подольской выданный, а в земстве повета минского актом зафиксированный 13 марта 1805; 20 августа 1602 года записана метрика крещения Николая, от родителей Тадеуша и Марианны из дома Геневич (Genewiczowna) Высоцких, из парафии дерценской (Dercenskiej).
Этот же Николай Тадеушевич (Mikolaj Tadeuszewicz) Высоцкий, майор артиллерии коронной войск польских, владея и наследуя таковое вышеупомянутое имение, имея за собой урожденную из дома Жулавских (Zulawska), с этой женой дал жизнь сыну Ивану (Jan) Высоцкому (1643 год). От его внука Ивана Ивановича Высоцкого родились сыновья Афанасий (Atanazy) и Каспар (Gaspar) Высоцкие. От Афанасия Ивановича- сыновья: Степан (Stefan), Осип (Josef) и Игнатий (Ignacy), записанные вместе с отцом в родоводе. А Каспар Иванович Высоцкий, из этой же родословной, в браке с женой своей имел сына Андрея (Andrzej). Степан Высоцкий вместе со своими братьями и сестрами записан в списке фамилий дворянских в вилькомирском повете».
Взвесив представленные доказательства, Комиссия при Дворянском Депутатском собрании Литовско-Виленской Губернии в Вильно признала Афанасия с сыновьями Степаном, Игнатием, Осипом, а также Каспара с сыном Андреем Высоцких как «настоящее и древнее дворянство польское» и вписала их в первую часть дворянской родословной книги губернии. (Литовский исторический Архив, f.391, z.4, nr.3389, s.99-100). Высоцкие из Высокой Тухоли (Wysokiej Tucholi) герба Колюмна (Kolumna) имели многочисленные ответвления на востоке Речи Посполитой, об одном из них в документе 1797 года сказано: «Степан (Stefan) из Высокой Тухоли Высоцкий, который после наступления нашествия московского на воеводство минское, где был владельцем имения, отжалел часть своего имущества (видимо, все бросил), спасая свое и жены здоровье, выехал в воеводство брестское и там некоторое время проживал (1658), а потом оттуда переехал в повет вилькомирский и тут наладив жизнь свою, оставив потомка сына Семена (Symon), умер». (Литовский исторический Архив, f.391, z.1, nr.1690, s.371).
Внук Николая Высоцкого Семен (Szymon)оставил в 1700 году завещание, содержащий дальнейшую информацию об этой семье. В этом документе читаем: «Я, Семен Высоцкий, будучи в слабом здоровье, но в хорошей памяти и разумея, что каждый человек, который родился, должен умереть, из-за чего я, вышеназванный, выражаю свою волю. Прежде всего, тело мое грешное, которое из земли вышло и в землю уйти должно, похоронить при костеле фарном здесь в Вилькомире с необходимым погребением и службами жалобными, о чем дети мои милые, Степан (Stefan) и Варфоломей (Bartolomej)Высоцкие, позаботиться должны.
Сначала за погребение и святую службу в костеле тридцать два злотых дети мои должны выплатить костелу святых отцов ксендзов пиаров вилькомирских на звоны (колокола) и службу святую. Одежду мою так делю: епанчу и шапку с подшитой овчиной сыну моему Степану, жупан и шапку зимнюю с подшитой овчиной Варфоломею записываю.
Дом мой на улице Оникштынской (Oniksztynskiej) со всеми постройками хозяйственными на трех полуучастках (что-то старопольское- возможно, такая была система мер, как сейчас «сотки» и т.п.- коммент.П.К.), который стараниями моими приобретен и построен, сыновьям моим милым Степану и Варфоломею, по половине записываю. А если в будущем наступит какая-нибудь неприязнь между ними, от чего Боже охрани, тогда должны равный раздел при приглашенных соседях и друзьях учинить без обиды и ущерба один другому. А преемственность моя должна достаться младшему сыну Варфоломею.
Дочери моей Петронели (Petroneli) одежду, которая осталась после ушедшей к Богу жены моей Марианны из Петкевичей (Maryanna z Pietkiewiczow), а именно: юбка пунцовая, заячьим мехом по низу подшитая, юбка из добротного камлота, камзол ерцонеллевый, капюшон один градитуровый с золотой каймой, а второй бархатный, шапка градитуровая, халат хлопковый, сундук королевский окрашенный с замком — все это ей отписываю, а также и из скота моего, вола одного, корову одну, лошадь одну, трех овец, свиней- сыновьям своим, а братья ей отдадут» (Литовский исторический Архив, f.391, z.4, nr.3389, s.32-33).
Наверняка к этому же роду Высоцких принадлежали особы, упомянутые в одной из характерных историй XVII века: «Года того же 1694 дня 31 мая я, Матвей (Mateusz) Высоцкий, житель сьвезненьский, вместе с женой моей Анастасией Высоцкой (Anastasya Wysocka), правдиво и с совестью признаю, что сын наш именем Александр, будучи божьей волей болен злой хворобой, которой болеет долгое время, тяжко кидался, кричал, рычал, а когда других способов спасения не было, поручили его милости Опекунье Божьей Матери Наисвятейшей, и в тот момент наши усилия дали результат, и едва мы его к этому чудотворному Божьей Матери Наисвятейшей Образу пожертвовали, сразу же он был освобожден от той страшной болезни, и после тех тяжких мук стал силу набирать, вскоре полностью выздоровел, за что Господа Бога благодаря, здесь под присягой это признаю, рукой собственной здесь подписываюсь. Матвей Высоцкий manu propria (собственной персоной-лат.). (цитата по «Pelnia piekniey jak ksiezyc, lask promeniami swiatu przyswiecajaca», с.97-98.
Высоцкие из Высокой Тухоли (Wysokiej Tucholi) герба Колюмна имели многочисленные ответвления на востоке Речи Посполитой, об одном из них в документе 1797 года сказано: «Степан (Stefan) из Высокой Тухоли Высоцкий, который после наступления нашествия московского на воеводство минское, где был владельцем имения, отжалел (бросил?) часть своего имущества, спасая свое и жены здоровье, выехал в воеводство брестское и там некоторое время проживал (1658), а потом, оттуда переехал в повет вилькомирский и тут, наладив жизнь свою, оставив потомка сына Симона, умер.» (Литовский Исторический архив, f.391, z.1, nr.1690, s.371).
Другие Высоцкие этого герба проживали также в поветах ошмянском, виленском, свенцянском, минском и других, где владели преимущественно небольшими фольварками. Часто бывали также безземельны и служили при дворах у богатых помещиков. Были породнены через женитьбы между прочими с Ковнацкими, Климчицкими, Островскими, Скорульскими, Войсятами, Вильчинскими, Сташевскими, Богушами, Невяровичами, Парфяновичами, Козловскими и другой доброй шляхтой кресовой («кресы всходне» в польском — восточные окраины Речи Посполитой). В XIX веке многократно подтверждались в качестве родовитой шляхты герольдиями Минска и Вильно, а также других губернских городов, таких как Гродно, Витебск, Ковно. Достаточно многочисленны Высоцкие были на Подолье (реком. «Список дворян, внесенных в дворянскую родословную книгу подольской губернии», с.17, 196).
Среди Высоцких других гербов, кроме упомянутых выше, к наибольшим группам принадлежали пользовавшиеся гербами Дрыя (Drya) и Годземба (Godziemba). Родословная семьи урожденных Высоцких герба Дрыя от 03 декабря 1819 года говорила о том, что «семья/фамилия та давняя и древняя, с правами, подтвержденными властями и своими владениями, а именно Николай (Mikolaj) Высоцкий, взятый к данному выводу как родоначальник, пользовался прерогативами дворянскими, занимал должность войского парнавского и наследовал владения Czarna Wake и Соколув (Sokolow) в воеводстве виленском, а также Скорбуцяны в воеводстве трокском, о чем свидетельствует завещание того же Николая Высоцкого в году 1657 февраля 24 дня составленное.
Иван (Jan), сын Николая, Высоцкий, стольник парнавский, будучи единственным наследником, принял по отцу своему вышеуказанные Czarna Wake, Соколув и Скорбуцяны. Происходящий от Ивана Николаевича, Казимир (Kazimierz), а от него — Доминик (Dominik) и Михаил (Michal), вели судебное разбирательство с урожденной Доминиковой Высоцкой, в прошлом Стоцкой о имении Стоки Зборовщизна (Stoki Zborowszczyzna) в повете Волковысском (июль 1702)».
В 1819 году герольдия виленская признала за «родовитую и древнюю шляхту польскую» Казимира (Kazimierz), Ивана-Казимира (Jan Kazimierz) и Матвея (Maciej) Высоцких, являющихся одной из ветвей этого большого рода (Литовский исторический Архив, f.391, z.1, nr.1010, s.35-36). В году 1852 герольдия виленская зарегистрировала также принадлежащего к этому дому шляхтича из повета вилейского Ивана (Jan) Высоцкого (Литовский исторический Архив, f.391, z.7, nr.431, s.2).
Генеалогическое древо рода Высоцких герба Дрыя, утвержденное в Вильно в 1909 году, представляет шесть поколений этой ветви, которая от первой половины XVIII века владела имением Пололицы (Pololice) в магдебургии ворненской (Ворняны) на Жмуди (Литовский исторический Архив, f.391, z.7, nr.4126, s.114).
Высоцкие, использовавшие придомок Войшкевич (Wojszkiewicz), и печатавшиеся гербом Годземба, проживали с XVI века в повете Волковысском, где владели имениями Стоки (Stoki) и Клепачи (Klepacze), что следует, среди прочего, из текста решения гродненского дворянского съезда от 17 мая 1818 года, хранящегося в отделе рукописей Библиотеки Академии Наук Литвы (f.150-95).
Вывод семьи урожденного Высоцкого герба Годземба от 21 августа 1821 года утверждал происхождение того самого дворянина из воеводства ленчицкого (leczyckiego), из Высоцких из Донбя (Dabia) — т.е. того самого «корня», что и Донбровские (Dabrowscy). Высоцкие были шляхтой известной в Короне Польской «с незапамятных времен». Один из них, Адам Высоцкий, «прибывший из Ленчицкого (Leczyckiego) до Литвы в края русские с семьей, прежде всего приобрел имение в повете оршанском»- перед 1640 годом.
В цитированном рассказе читаем далее «Упомянутый Адам Высоцкий имел сына Ивана (Jan), а он — сыновей Павла и Михаила, потомки которых, одни во Мсциславском шляхетскими имениями, а другие в Оршанском в романовском и копысском графствах владели.» Эти Высоцкие позднее разветвились в основном в западном направлении, до повета пинского, где жили в фольварке Плутница (Plutnica). В 1820 году герольдия в Вильно признала происходящего из этой семьи Ивана Антоновича Высоцкого за «родовитое и древнее дворянство польское».
Высоцкие герба Годземба, Одровонж (Odrowaz) и Остоя (Ostoja) были утверждены как родовитая шляхта герольдией гродненской и Департаментом Герольдии Правительствующего Сената в Петербурге в годах 1835, 1843, 1848, 1853, 1883 (Белорусский Исторический Архив в Гродно, f.332, z.2, nr.1, s.164-187). Вывод фамилии урожденных Высоцких герба Трыя (Tryja) от 9 grudnia 1835 г. информирует о ветви рода, осевшей с 1632 года в именях Жвирбляны (Zwirblany) в повете упицком (Литовский исторический Архив, f.391, z.1, nr.1051, s.140-142).»
В Списке гродненской шляхты 1765 года находим: «Околица Horczaki. Пан Адам Высоцкий, на коне гнедом с саблей и пистолетами...
Околица Pucilki. Пан Матеуш Высоцкий с саблей, пеший.
Околица Giniusze. Пан Ержи Высоцкий, на коне каром, с карабином и саблей».